Научно-методическая деятельность

Картотека "Использование метода нейроскакалки в группа-х с ТНР"

Кружковая деятельность по художественной гимнастике

 (упражнения с булавами)

Булавы один из олимпийских видов соревновательной деятельности в художественной гимнастике. Этот вид представлен групповыми и индивидуальными выступлениями.
Цель: Внедрение элементов художественной гимнастики в занятия по физической культуре.
Задачи:
1. Прививать любовь к данному виду спорта;
2. Развивать гибкость, ловкость, повышенную быстроту реакции, умение концентрировать внимание, точно координировать движение.
3. Развивать артистические и творческие способности детей.
Упражнения с булавами способствуют развитию мышц плечевого пояса, увеличению подвижности суставов рук, улучшению координации движений. Можно также использовать булавы при выполнении упражнений на растягивания.
Оборудование: Гимнастические булавы.
Кружковая деятельность по художественной гимнастике (упражнения с булавами)
Булава состоит из корпуса, шейки и головки. Головка булавы представляет собой утолщение эллипсовидной или шарообразной формы, препятствующее выпадению булавы из рук. Шейка — постепенно утолщающийся стержень, соединяющий головку булавы с ее корпусом.
Длина булавы - 41 см, масса 150 г. (размеры детские). Разница в длине дает возможность подобрать булаву по руке (зажатая в кисти, обращенная к лицу булава не должна доставать до груди) .
Основные виды упражнений с булавами:
Упражнение с булавами это единственный вид художественной гимнастике, которым спортсменка манипулирует 2 предметами, а значит, нужна повышенная быстрота реакции, умение концентрировать внимание, точная координация движений.
Упражнение с булавами выполняется динамично без пауз и остановок, легко и артистично. Нужна хорошая школа владения предмета.
Базовые элементы в булавах.
Хваты:
1. Жесткий хват.
Жесткий хват, фиксация указательных пальцев, предмет составляет одну линию с кистью и предплечьем и не подвижен относительно их.
Жесткий хват за тело и за головку булавы.
2. Свободный хват.
Свободный хват булава движется с постоянной плоскостью, сохраняя движение.
Многие упражнения выполняются в сочетании свободного и жесткого хвата. Переход с жесткого на свободный хват производится с помощью подкрутки указательного пальца.
Упражнения с булавами разделены на 3 группы:
1. Махи и круги;
2. Броски;
3. Перекаты.
Махи и круги.
Различают большие махи, булавы неподвижны относительно руки, и малые махи. Здесь булава движется свободно.
В зависимости от амплитуды вращения рук, различают:
1. Большие круги;
2. Средние круги;
3. Малые круги.
Большие круги могут совершаться в лицевой, боковой, горизонтальной плоскости. В зависимости от движений одной булавы относительно другой различают:
1. Параллельные круги;
2. Последовательные круги.
Надо стремиться к максимальной амплитуде движений. Полностью выпрямлять руки.
Для выполнения средних кругов руки сильно сгибаются в локтях, надо стараться приблизить локти к телу, не отводить их в сторону.
Как в кругах перед туловищем, так в боковой плоскости. Выполняя средние круги над головой, следует немного расслабить кисть, мягко согнуть руки, чередовать жесткий и свободный хват. Еще один вариант средние круги за спиной.
При выполнение малых кругов, важно полностью выпрямить руки в локтях. Нельзя даже слегка их расслабить, следует сохранять плоскость вращения булав вертикальную или горизонтальную. Существуют комбинации из различных махов и кругов.
Мельница.
В композицию с булавами включается не менее 3 различных мельниц, представляющих собой сочетание последовательных малых кругов, с перекрестным движением рук гимнасток.
Различают двух и трех тактные мельницы.
В трех тактной мельнице цикл движений состоит из 3 малых кругов, ключевой элемент перекрестная работа руками. Они находятся от кистей, одна над другой последовательно перемещаясь после выполнения цикла движения. Перемещение должно быть плавным, ритмичным, без скачков.
При выполнение вертикальной мельницы, важно сохранить строго вертикальную плоскость вращений. В горизонтальной мельнице круг образуемый булавами, при вращение должен лежать точно в горизонтальной плоскости.
Наиболее сложная разновидность мельницы это «Круговая». Она включает мельницу над головой вертикальную сбоку, переход через малые круги к вертикальной мельницы с другой стороны и возвращением к мельнице над головой.
Броски.
Следующая группа движений броски.
1. Одновременные;
2. Последовательные.
Броски одной или двух булав одной рукой. Это не единственные квалификации. Различные варианты способа броска ловли предмета. Создают многообразия движений гимнасток. Бросок можно выполнять ногой. В упражнение, броски соединяются с элементами полуакробатическими. Бросок может быть выполнен с махов, с кругов, бросок толчком. Булавы можно вытолкнуть на различную высоту, с вращением или без него.
Направление полета булавы, во многом зависит от угла между рукой и туловищем в момент вылета предмета. Гимнастка бросая булаву с разной силой, задает строго определенную высоту вылета предмета. Это может быть бросок с малым вылетом или высокий бросок. Количество оборотов – совершаемых булавой в воздухе зависит от подкрутки ее кистью в момент броска. Несильный посыл полтора оборота, более энергичная подкрутка, бросок в два оборота, два с половиной оборота.
Обратите внимание, как гимнастка ловит предмет, она тянется к нему рукой и принимает жесткий хват. Надо стараться принять булаву в тот момент пока она горизонтально.
Существуют броски:
1. Последовательные - работают обе руки, поэтому нужна точная координация движений.
2. Параллельные броски - необходима синхронная работа рук, одинаковое их усилие.
Полет предметов строго в параллельных плоскостях и относится к броску двух булав одной рукой.
Сочетать высокие броски с элементами полуакробатике, могут только те гимнастки, у кого прочно закрепился навык броска и ловли булавы. Сложность в том, что после броска гимнастка на некоторое время теряет предмет из виду.
Жонглированием называются последовательные броски с малым вылетом. Взгляд фиксирован на точке максимального вылета предмета, на руки даже не смотрит жонглер. Навык ловли и броска доведен до автоматизма. Упражнение в жонглирование не только совершенствует технику бросков, улучшается культура владения булавой, развивается чувство предмета. Для закрепления навыка броска и ловли булавы полезно упражнение в парах.
Нельзя забывать о групповых упражнениях с булавами. Спортсменок нужно специально готовить к ним, включая в тренировочные занятия в группах, где жонглирование сочетается с переброской предметами. Полезно использовать разнообразные средства обучения, например теннисные мячики, постепенно увеличивая их число.
Перекаты.
Простейшие по полу совершаются по дуге или по кругу, более сложные по руке, туловищу, ноге.
Обратить внимание на важное условие переката, булава должна скатываться мягко не подпрыгивая.
Выступления:
1. Групповое упражнение мальчики.
Музыка - ДЖО ДАССЕН «ТАКА-ТАКА-ТА».
1. Индивидуальное упражнение девочки.
Музыка - J. STRUUSS - CLIP CLAP SAMBA.
2. Индивидуальное упражнение преподаватель.
Музыка - Р. MAURIAT.
1. В групповое выступление с булавами у мальчиков включены следующие упражнения:
1) Последовательные удары булав по полу в полу шпагате;
2) Круговая прокатка двух булав по полу;
3) Сед на полу, растяжка правой ноги вперед двумя булавами, левая нога на полу;
4) Стойка на лопатках, без помощи рук с поочередными ударами булав об пол;
5) Поперечный шпагат, поочередная прокатка по дуге двух булав;
6) Поперечный шпагат, поочередные отбивы булав об пол;
7) Поперечный шпагат, жонглирование двумя булавами;
8) Ловля двух булав ногами без помощи рук;
9) Прокатка одной булавы по двум ногам, сед на полу;
10) Стоя на двух ногах, перекат одной булавы по руке;
11) Работа без помощи рук, зажав булаву подбородком, вращение вокруг себя;
12) Вертушка одной булавы на полу в упоре лежа;
13) Коробочка с опорой на две булавы;
14) Большие параллельные круги двух булав назад;
15) Большие последовательные круги двух булав назад;
16) Большие круги в лицевой плоскости вправо и влево;
17) Баланс булавы без помощи рук, одна удерживает другую;
18) Работа без помощи рук в равновесии «цапля», булавы зажаты под коленкой;
19) Равновесие «ласточка» с вертушкой двух булав;
20) Мах одной булавой в сторону, тоже с другой руки;
21) Танцевальные шаги вокруг себя с вертушкой в двух руках;
22) Махи ногами в сторону с поворотом булав вправо и влево.
2. В индивидуальное выступление с булавами у девочек включены следующие упражнения:
1) Перекат в сторону в поперечный шпагат, булавы в руках;
2) Работа без помощи рук, булавы зажаты предплечьями, выполняется на танцевальной дорожке;
3) Волна вперед на двух ногах, булавы рисуют линию снизу вверх;
4) Бросок булавы без помощи рук ногой;
5) Прыжок касаясь с галопа с вертушкой булавами;
6) Ловля булав ногами;
7) Кувырок вперед ноги врозь, булавы в руках;
8) Круговая прокатка двух булав по полу;
9) Прокатка одной булавы по двум ногам;
10) Бросок одной булавы толчком, сед на полу;
11) В беге последовательные круги двух булав назад;
12) В равновесие «ласточка» вертушка двух булав;
13) Работа без помощи рук одна булава удерживает другую с вращение вокруг себя;
14) Одновременные круги двух булав в лицевой плоскости вправо и влево;
15) Танцевальные шаги с вертушкой двух булав;
16) Колесо с булавами;
17) Равновесие «цапля» работа без помощи рук, булавы зажаты под коленкой;
18) Равновесие в сторону с рукой, булавы в лицевой плоскости рисуют круг;
19) Сед на полу, прыжок ногами в поперечный шпагат с опорой рук на пол.
3. В индивидуальное выступление с булавами у преподавателя включены следующие упражнения:
1. Половинка мельницы;
2. Колесо на локтях, булавы в руках;
3. Равновесие на коленке с ногой вперед, асимметрия булав;
4. Турлян с ногой назад, выполняя горизонтальную мельницу;
5. Круговая мельница;
6. Жонглирование, три подбросками в разных плоскостях;
7. Жете антурнан касаясь с мельницей;
8. Равновесие на одной ноге вперед с асимметрией булав;
9. Отбив булавы без помощи рук об колено, ловля без зрительного контроля за спиной;
10. Равновесие в сторону с рукой, прокатка булавы по руке;
11. Горизонтальная мельница в равновесие в сторону без помощи рук;
12. Параллельный круг двух булав назад с переходом в переворот назад;
13. Бросок двух булав одной рукой с ловлей в поворот на одной ноге;
14. Жонглирование двух булав;
15. Поворот в аттитюде с горизонтальной мельницей;
16. Бросок в горизонтальной плоскости без помощи рук, ловля в кувырок вперед;
17. Прокатка одной булавы по полу, с прыжком касаясь на колене;
18. Асимметрический бросок двух булав, одна толчком, другая с замахом, выполняется на полу;
19. Равновесие на одной ноге с кругом одной булавы в лицевой плоскости;
20. Переворот вперед с булавами;
21. Бросок без помощи рук, ногой на полу, ловля во вращательной движение назад;
22. Работа без помощи рук двух булав с подкруткой;
23. Круг двух булав в полу шпагате в горизонтальной плоскости, держать в одной руке две булавы.





Особенности развития психомоторных способностей девочек 5–6 лет занимающихся художественной гимнастикой

Кружковая деятельность в МБДОУ ДС № 203 по художественной гимнастике.
Ключевые слова: художественная гимнастика, психомоторика, психомоторные способности, тестирование.
Актуальность. Совершенствование системы непрерывного образования подрастающего поколения невозможно без целостного понимания психической и двигательной деятельности людей и глубокого изучения детерминант развития психики и моторики.
Среди фундаментальных научных проблем спортивной науки вообще и спортивной психологии в частности, проблема психомоторики одна из наиболее всеобъемлющих. Действительно, начиная с И. М. Сеченова [2], который ввел в науку понятие «психомоторика», к указанному феномену относили все виды активности, в которых присутствовало ощущение или восприятие во всех его формах и проявлениях. Примером такого подхода служит определение психомоторики, данное Е. Н. Сурковым [8]. Согласно этому определению психомоторика представляет собой объективное восприятие человеком всех форм психического отражения, начиная с ощущения и заканчивая сложными формами интеллектуальной активности. Применительно к спортивной деятельности (включая и занятия физической культурой) термин «психомоторика» распространяется на все формы ее проявления и полностью ее исчерпывает. Так, К. К. Платонов к сфере психомоторики человека относит всё многообразие видов сенсомоторных реакций человека до сложнокоординированных и многопараметрических движений, в структуре которых в единстве представлены их пространственные, временные и силовые компоненты [3]. По мнению специалистов к психомоторным способностям относят статическую координацию, динамическую координацию всех частей тела, моторную активность (скорость реакции и движений, соразмерность движений, помогающую ориентироваться в пространстве, ритм, темп и направление движения; одновременные движения конечностями и туловищем, головой; мышечный тонус, силу, энергию движений [4].
Современная художественная гимнастика предъявляет самые высокие требования к максимальному уровню развития не только физических качеств (координации, гибкости, прыгучести, ловкости и т. д., но и психических (психическим процессам, качествам и т. п.) . Тренерам нужно развивать эти качества с ранних лет. Возраст начала занятий в художественной гимнастике за последние 30 лет снизился в 2 раза, в группах начальной подготовки (НП) СДЮСШОР занимаются девочки 5-6 лет [1].
Знания о закономерностях психомоторного развития человека, путях и возможностях целенаправленного воздействия на этот процесс имеют огромное значение для всех без исключения сфер общественной практики и, в первую очередь, для системы образования и физического воспитания. Однако до сих пор остается множество нерешенных проблем теоретического, методологического и методического характера в диагностике и формировании психомоторных способностей.
Задача исследования – определение информативности тестов используемых для оценки психомоторных способностей девочек занимающихся художественной гимнастикой в возрасте 5-6 лет на этапе начальной подготовки.
Организация и методика работы. Для решения поставленной задачи были использованы: теоретический анализ и обобщение данных научно – методической литературы, педагогическое тестирование, метод экспертных оценок, математическая статистика.
Базой исследования являлась МБДОУ ДС № 203. Проведено тестирование психомоторики 11 девочек 5-6 лет занимающихся художественной гимнастикой. Для оценки психомоторных способностей, было выбрано 11 тестов рекомендованных: Марищук В. Л., Т. С. Лисицкой, А. М. Шлеминым [5, 6, 7]. Полученные данные сравнивались с результатами соревнований по упражнению без предмета у юных гимнасток 5-6 лет. Затем проведен корреляционный анализ между выбранными тестами и оценками за упражнение на соревнованиях для определения их информативности и пригодности в оценке психомоторных способностей девочек 5-6 лет занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки.
В работе использовались следующие тесты. Тест 1. Стойка на одной ноге с закрытыми глазами, после 3 вращений вокруг себя, для оценки устойчивости вестибулярных реакций. Фиксировалось время удержания равновесия. Тест 2. Баланс мяча, для исследования координации движения с балансированием мяча на ладони. Фиксируется время удержания мяча. Тест 3. Стойка на одной ноге с закрытыми глазами, для оценки способности к статическому равновесию. Испытуемый принимает и. п. - стойку на одной ноге, другая согнута в колене. Фиксируется время удержания положения «равновесие» в секундах из трех попыток. Тест 4. Удары мячом в круг, для исследования особенности сенсомоторных процессов и координации движений. Фиксировалось количество отбивов за 20 секунд. Тест 5. Хлопки, для исследования скорости движений. Выполнить 20 хлопков прямыми руками над головой или по бедрам за наименьшее время. Тест 6. Приседания, для исследования скоростно-силовых способностей. Выполнить 20 приседаний за наименьшее время. Тест 7. Наклоны, для исследования координационных способностей и скорости движений. Выполнить 20 наклонов вперед до касания пола кончиками пальцев за наименьшее время. После каждого наклона необходимо выпрямиться до вертикального положения. Тест 8. Баланс обруча, для исследования координации движения рук (балансирование обруча на ладони). Фиксируется время удержания обруча. Тест 9. Измерение точности дифференцирования параметров движений, определяется той минимальной величиной различий между двумя одинаковыми параметрами движений, которую испытуемый в состоянии уловить. Результат определяется по среднему отклонению. Тест 10. Переключение с одного движения на другое, для исследования быстроты сенсомоторных процессов и координации движений. Выполнить комплекс прыжков 4 раза, а затем быстро переключиться на следующее упражнение. Оценивают из 10 балла, при неправильном выполнении снимается 0, 5 балла. Тест 11. Сочетание движений руками, туловищем и ногами, для исследования сенсомоторных процессов и координации движений. Преподаватель показывает комплекс упражнений 1 раз по разделениям, после чего испытуемые должны сами его сделать под счет без предварительной подготовки. Оценивают из 10 балла, при неправильном выполнении снимается 0, 5 балла [5, 6, 7].
Ниже в таблице 1 представлены результаты количественной и качественной оценки психомоторных способностей у юных гимнасток.
Таблица 1 - Уровень психомоторных способностей юных гимнасток 5-6 лет (n=11)
№ теста ± m Уровень оценки
1 (сек.) 2, 9±0, 4 Хорошо
2 (сек.) 12, 7±3, 7 Отлично
3 (сек.) 4, 5±0, 6 Хорошо
4 (кол.) 11±0, 8 Удовлетворительно
5 (сек.) 6, 8±0, 6 Отлично
6 (сек.) 26, 8±1, 7 Неудовлетворительно
7 (сек.) 31, 1±2, 6 Неудовлетворительно
8 (сек.) 7, 3±1, 6 Удовлетворительно
9 (см) 3, 7±0, 73 Хорошо
10 (балы) 8, 1±0, 8 Отлично
11 (балы) 6±1 Хорошо
Анализ полученных данных тестирования психомоторных способностей гимнасток показал высокий уровень (отлично, хорошо) в тестах 1, 2, 3, 5, 9, 10, 11, удовлетворительный в тестах: 4, 8, и низкий в 6, 7. Это говорит о недостаточном уровне развития скоростно-силовых и комплексных координационных способностей и вполне развитых остальных психомоторных способностей, что позволяет выбрать направление педагогических воздействий.
В таблице 2 представлена корреляция между результатами тестов психомоторных способностей и оценками соревновательного упражнения.
Таблица 2 - Расчет коэффициента корреляции Спирмена
Тесты:
1 R= 0, 4
2 R = 0, 2
3 R = 0, 21
4 R = 0, 017
5 R = 0, 17
6 R = 0, 63*
7 R = 0, 21
8 R = 0, 01
9 R = 0, 14
10 R = 0, 2
11 R = 0, 2
Примечание: R = 0, 6 - 0, 8 * сильная связь между тестом и упражнением
Как видно, из полученных данных в таблице 3, сильную связь отмечаем между 6 тестом и оценкой соревновательного упражнения, который на данном этапе можно использовать для оценки скоростно-силовых и психомоторных способностей у девочек 5-6 лет занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки.
Выводы:
1. Анализ учебно-методической литературы показал, что в настоящее время дефицит информации для совершенствования психомоторных способностей. Необходима разработка методических приемов, комплексов психомоторных упражнений и тестов, соответствующих возрасту занимающихся. Последнее будет способствовать большей технической эффективности в овладении сложными двигательными навыками по сравнению с традиционными методами физического воспитания.
2. Исследование показало достаточно хороший уровень развития психомоторных способностей у юных гимнасток, но и выявило слабые места, позволяющие понять в каком направлении развития психомоторики сосредоточить усилия. Тесты со слабой корреляцией с успешностью овладения спортивным совершенствованием могут использоваться для оценки уровня психомоторных способностей в данном возрасте, но не являются основополагающими. Видимо в данный период необходимо сосредоточить усилия на скоростно-силовых способностях девочек в целом, являющихся базой для совершенствования психомоторики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мельников, В. М. Психология: учебник для институтов физической культуры / В. М. Мельников. – М. : Физкультура и спорт, 1987. – 367 с.
2. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов. – СПб, 1866.
3. Платонов, К. К. Психология / К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. – М. : Физкультура и спорт, 1973. – 247 с.
4. Озеров, В. П. Психомоторное развитие спортсменов / В. П. Озеров, – Кишинев: Штиинца, 1983. – 140 с.
5. Лисицкая, Т. С. Художественная гимнастика / Т. С. Лисицкая. – М. : Физкультура и спорт, 1982. – 231 с.
6. Шлемин, А. М. Юный гимнаст / А. М. Шлемин. – М. : Физкультура и спорт, 1973. – 376 с.
7. Марищук, В. Л. Психодиагностика в спорте / В. Л. Марищук. – М. : Просвещение, 2005. – 349 с.
8. Сурков, Е. Н. Психомоторика спортсмена / Е. Н. Сурков. – М. : Физкультура и спорт, 1984. – 126 с.


Программа по развитию психомоторных способностей девочек 5-6 лет занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки

(Кружковая деятельность в МБДОУ ДС № 203)

Ключевые слова: программа, художественная гимнастика, психомоторика, психомоторные способности, тестирование, соревновательные упражнения.
Актуальность.
Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в современной общей и специальной дошкольной педагогике, общей и специальной детской психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах онтогенеза характерной чертой развития является его синкретичность, когда психика и моторика находятся в неразрывном единстве (Е. А. Аркин, А. Валлон, П. Ф. Вэдэзи, Л. С. Выготский, A. B. Запорожец, М. М. Кольцова, А. Н. Леонтьев, Р. Р. Фьюэлл, Н. М. Щелованов и др.).
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни [2, 3].
Педагоги и психологи отмечают, что среди детей 5-6 лет резко увеличивается количество детей, имеющих различные отклонения в психомоторном развитии. В то время как ведущим показателем физического и умственного здоровья детей  является психомоторное развитие. Нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению. Процесс психического развития ребенка рассматривается нами в системе понятий Л. C. Выготского: «источник», «движущие силы развития» и «условия воспитания». Такой подход отражает специфику психического развития человека как существа по своей природе социального, активного и «деятельностного». Ребенок обладает повышенной внушаемостью, стремится подражать. Ребенок зависим от взрослого, а родители и педагоги — его главные авторитеты. Огромные возможности профилактики и коррекции от­клонений в психомоторном развитии лежат в осознанном отношении роди­телей к проблеме психомоторного развития детей [1, 4].
Собственные исследования по развития психомоторных способностей девочек 5-6 лет на этапе начальной подготовки занимающихся художественной гимнастикой, показали уровень психомоторного развития гимнасток на констатирующем этапе эксперимента, их слабые места, позволяющие понять в каком направлении развития психомоторики сосредоточить усилия.
В связи с этим необходимо создание комплексных развивающих и профилактических программ, направленных на совершенствование психомоторного развития девочек 5-6 лет с активным участием в них родителей.
Целью работы являлась разработка программы развития психомоторных способностей девочек 5-6 лет занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки.
Задачи исследования:
1. Изучение научной литературы по теме исследования.
2. Экспериментально разработать методику развития психомоторных способностей у девочек 5-6 лет занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки и проверить её эффективность в тренировочном процессе.
Организация и методика работы. В работе были использованы: теоретический анализ и обобщение данных научно – методической литературы, педагогическое наблюдение и тестирование, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, математическая статистика.
Педагогический эксперимент проводится  на базе МБДОУ ДС № 203  с гимнастками 5-6 лет, группа начальной подготовки. Исследование проводиться с марта 2013 года, до марта 2014 года. В экспериментальной группе (ЭГ) 15 человек, а в контрольной (КГ) 13 человек. Перед началом эксперимента все его участники прошли тестирование по психомоторной и технической подготовленности. Для оценки психомоторных способностей, было выбрано 11 тестов рекомендованных: В. Л. Марищук, Т. С. Лисицкой, А. М. Шлеминым [5, 6, 7]. На основе полученных данных были сформированы две равноценные по уровню подготовленности группы - экспериментальная и контрольная. Достоверных различий между средними показателями контрольных упражнений в этих группах не обнаружено.
Полученные данные сравнивались с результатами соревнований по упражнению без предмета у юных гимнасток 5-6 лет. Затем проведен корреляционный анализ между выбранными тестами и оценками за упражнение на соревнованиях для определения их информативности и пригодности в оценке психомоторных способностей девочек 5-6 лет занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки.
Спортсмены контрольной группы занимались по общепринятой методике обучения. Акцент при обучении испытуемых экспериментальной группы делается на точное выполнение специально разработанной программы по развитию психомоторных качеств ребенка.
Программа представляет собой сочетание двух разделов: теоретического и практического. Теоретический раздел рассчитан на развитие у родителей осознанного отношения к развитию психомоторных качеств, представления о том, каким образом осуществляется процесс раз­вития психомоторных качеств и каковы способы их развития в домашних ус­ловиях. Практический раздел включает развивающие занятия для детей с ис­пользованием комплекса упражнений и игр, направленных на развитие пси­хомоторных качеств посредством музыкально-ритмических движений с му­зыкальным сопровождением. Координация движений, мелкая моторика, чув­ство ритма развиваются через использование музыкальных подвижных игр, ритмической гимнастики с музыкальным сопровождением, пальчиковой гимнастики с музыкальным сопровождением, через проведение развивающих игр с использованием мелких предметов, а также продуктивной познавательно-творческой деятельности.
Учебная программа теоретического раздела рассчитана на 9 часов, практического - на 36 часов. Общее время ведения программы - 45 часов.
В практический раздел входит: пальчиковая гимнастика под музыку, музыкально-ритмические движения, игры на руках и коленях, упражнения на развитие речи интеграция с физическими упражнениями, упражнения на развитие мелкой моторики, музыкально-ритмические движения, свободная игра для детей.
Ниже в таблице 1 представлен учебный план по развитию психомоторных способностей девочек 5-6 лет занимающихся художественной гимнастикой.
          Таблица 1- Учебный план «Развитие психомоторных качеств»       

Наименование разделов
Всего часов
В том числе
Теоретический раздел (беседа с родителями)
Практический раздел (Темы занятий с детьми по месяцам)
Теорет.
Практ.
1
Изучение закономер­ностей психического развития детей 5-6 лет.
Внимание и самоконтроль
5
1
4
2
Значение формирова­ния психомоторных свойств детей 5-6 лет.
Воображение и саморегуляция
5
1
4
3
Взаимодействие ре­бенка с родителями.
Рефлексия, эмпатия, бессловное общение
5
1
4
4
Психолого-педагогические под­ходы в работе с деть­ми 5-6 лет по формированию психомоторных свойств
Состояние сознания
5
1
4
5
Развитие крупной мо­торики и координации движений.
Путешествие внутрь себя
5
1
4
6
Развитие мелкой мо­торики.
Вкус расслабл.
5
1
4
7
Ритм - основа жизни ребенка.
От действия к мысли
5
1
4
8
Влияние музыкально­го воспитания на раз­витие психики ребен­ка.
Конкурс бездельников
5
1
4
9
Развитие творческих способностей детей.
Человек молния
5
1
4


Ниже в таблице 2 представлены  несколько упражнение включенных в практическую часть программы по развитию психомоторных способностей.
Таблица 2 – Упражнения по развитию психомоторных способностей

Сесть в круг, переплести пальцы положенных на ко­лени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «На­чали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, что­бы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп!» прекратить упражнение. Длитель­ность 5-15 минут.
Группа разбивается на пары. В каждой паре один из участни­ков с помощью устных указаний-команд заводит своего партне­ра в воображаемый лабиринт, схему которого в виде ломаной ли­нии с прямыми углами он держит перед собой, но не показывает своему «ведомому». Всего используется три команды. Первая, обозначающая вход в лабиринт, (прямо, направо, нале­во), после которых идущий по воображаемому лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сторону. Пройдя лабиринт, ведомый должен развернуться на 180 градусов и мыс­ленно выйти из него, вслух сообщая обо всех своих перемещениях. В это время заводящий по своей схеме контролирует путь партнера. Если с заданием справились успешно, усложнение задания. 
Участники выстраиваются в шеренгу на расстоянии шага друг от друга. Все закрывают глаза и по хлопку подпрыгивают, делая в прыжке пово­рот вокруг своей оси. но обязательно вращение (на 90, 180). Задача участников — после каждого хлопка совершать синхронные повороты и всем приземляться повернутыми лицом в одну и ту же сторону.

Участники встают в круг, повернувшись спинами к центру. Руки вытягиваются вперед так, чтобы кисти правой и левой рук находи­лись на одном уровне. Глаза закрыты. Предлагается вообразить, что к кисти правой руки привязан воздушный шар, а к левой руке — тяжелая гиря. Через 1-2 минуты дается команда открыть глаза. После того как освоены упражнения на внимание и воображение, это задание практически всегда приводит к тому, что кисть правой руки оказывается выше кисти левой.
Путешествие внутрь себя. Упражнение «Замедленное движение»
Сесть в удобное положение, предпле­чье правой руки положить на бедро и повернуть ее раскрытой ладо­нью к себе. Все закрывают глаза и начинают медленно сжимать пальцы правой руки в кулак. Время работы над заданием от 1 до 5 минут. По окончании упражнения расспрашивают участников о тех ощущениях, которыми сопровождалось движение пальце.
Сесть в удобное положение. Сожмите правую руку в кулак. Через 10-12 секунд свободно бросьте руку на бедро, за­кройте глаза и прислушайтесь к ощущениям в кисти и правом пред­плечье. По прошествии 3-4 минут концентрации на правой руке упраж­нение повторяется, после чего участники группы переходят к обсуж­дению.
Занимающиеся рассаживаются в круг в удобное положение и закрывают глаза. По команде все сжимают правую руку в кулак и, наполнив ее расслаблением, начинают со­стязаться, кто дольше сможет удержать руку в расслабленном со­стоянии. Об утере релаксационного ощущения каждый сразу же дает знать.
Конкурс бездельников. Упражнение  «Эксперт»
Группа разбивается на две равные по числу участников коман­ды. В каждой команде назначается «эксперт». Он отворачивается, а в это вре­мя команда выбирает нескольких расслабляющихся. Участники рассаживаются в круг, занимают удобные позы и закрывают глаза. Выбранные участники группы начинают расслаблять­ся. Через 30-40 секунд «эксперт» приступает к работе. Его зада­ча - внимательно оглядеть всех игроков своей команды и найти расслабляющихся.
Предлагается  группе своеобразное состязание: кто быстрее десять раз хлопнет в ладоши. При этом они должны делать не настоящие, а воображаемые хлопки. По команде дается старт, а для более точной оценки исхода борьбы последний, финишный, хлопок делается не в воображении, а наяву [8].


Выводы:
Программа по развитию психомоторных качеств девочек 5-6 лет занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки,  носит комплексный характер. В программе представлены все виды деятельности. Занятие проходит в спокойной, положительной атмосфере. Этому способствует  выделенные нами психолого-педагогические условия – активное взаимодействие с ребенком родителей и музыкальное сопровождение, которое создает положительный эмоциональный настрой на занятие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983.
2. Запорожец, А. В. Вос­приятие и действие / А. В. Запорожец, JI. A. Венгер, А. Г. Рузская. – М.: Просвещение, 1967. – 322 с.
3. Гуревич, М. О. Психомоторика / М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий. – М.: Физкультура и спорт, 1999.
4. Платонов, К. К. Психомоторика. Сенсомоторные, идеомоторные и эмоционально-моторные процессы / К. К.  Платонов, Г. Г. Голубев. – М.: Физкультура и спорт, 1977.
5. Лисицкая, Т. С. Художественная гимнастика / Т. С. Лисицкая. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 231 с.
6. Шлемин, А. М. Юный гимнаст / А. М. Шлемин. М.: Физкультура и спорт, 1973. – 376 с.
7. Марищук, В. Л. Психодиагностика в спорте / В. Л. Марищук. – М.: Просвещение, 2005. – 349 с.

8. Цзен, Н. В. Психотренинг: игры и упражнения / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. – М.: Психология и психотерапия, 1999. – 272 с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий